Рождество и Пасха отмечаются в разные календарные даты по причинам исторического, астрономического и религиозного характера.
Почему в мире празднуют несколько раз Рождество и Пасху?
Это зависит от того, по какому из календарей живут христианские церкви.
- По Григорианскому календарю (западная традиция) живут все католики, протестанты, православные в некоторых странах. Вот поэтому некорректно называть Рождество католическим или православным.
- По Юлианскому календарю (восточная традиция) живут православные в России, Израиле, Грузии, Сербии, Украине, Египте, а также в Афоне. В 2014 году на юлианский календарь вернулась Польская православная церковь.
- Это связано с тем, что Армянская Апостольская Церковь использует древнюю традицию, согласно которой Рождество и Крещение Иисуса Христа празднуются в один день, известный как Богоявление. В первые века христианства это было общепринято в различных христианских общинах, однако со временем у большинства церквей дата Рождества переместилась на 25 декабря.
Праздничные мероприятия начинаются с вечера 5 января со службы под названием «Чрагалуйц», которая включает в себя зажжение свечей. Армяне продолжают традицию, освящая дома, и посещают Церковь на праздничные литургии 6 января.
Почему у Рождества фиксированные даты, а у Пасхи - "плавающий" календарь?
Начнем с Рождества.
По Григорианскому календарю Рождество Христово празднуется 25 декабря в большинстве западных христианских традиций и 7 января в некоторых восточных православных церквях, которые следуют юлианскому календарю. Дата 25 декабря была выбрана в IV веке, когда христианство становилось доминирующей религией Римской империи. Это было сделано, чтобы совпасть с римским праздником Сатурналий и празднованием зимнего солнцестояния, время, когда дни начинают удлиняться. Этот выбор имел символическое значение, представляя рождение Иисуса как "свет мира". Таким образом, дата стала фиксированной в календаре и не зависит от астрономических событий.
И только в Армении Рождество отмечают 6 января. Армяне = единственные христиане, сохранившие изначальную дату праздника. Все дело в древности армянского христианства. Изначально до VI-го столетия н.э все христиане мира отмечали Рождество именно 6 января.
Пасха, с другой стороны, является праздником, дата которого определяется относительно еврейского праздника Песах и лунного календаря. Согласно Новому Завету, воскресенье, когда Иисус воскрес из мертвых, было после Пасхи. На Никейском соборе в 325 году было решено, что Пасха будет праздноваться в первое воскресенье после первого полнолуния, наступающего после дня весеннего равноденствия. Это решение обусловило "плавающий" характер даты Пасхи, которая может приходиться на даты между 22 марта и 25 апреля в григорианском календаре. Такой метод расчета основывается на комбинации солнечных и лунных циклов, чтобы отразить дух относительно временной связи Пасхи с Песахом.
Таким образом, фиксированная дата Рождества основана на исторических и символических соображениях, в то время как "плавающая" Пасха связана с астрономическими расчетами и попыткой сохранить связь с еврейской традицией.